Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
Главная » 2014 » Февраль » 21 » школьное лесничество
12:57 школьное лесничество |
Пояснительная записка
Данная программа носит интегрированный характер, она объясняет географию, биологию, экологию, водную экологию, почвоведение, лесоразведение, лесоведение.
Цель:
-Создание условий для изучения лесоведения
- формирование у учащихся представлений о лесе как универсальной ценности
- вовлечение учащихся в конкретную экологическую деятельность
Задачи:
- научить ученика делать наблюдения
- устанавливать причинно-следственные связи
- проводить исследования
- установить связь между лесничеством и гимназией
- изучить биологию главнейших хвойных и лиственных пород
- познакомить с лесными почвами, вредителями и болезнями леса
- привить любовь и бережное отношение к природе
- систематизировать и углубить знания об экологических факторах,
структуре биоценозов, сетях и цепях питания
В процессе освоения курса учащиеся приобретают следующие конкретные умения:
-наблюдать и описывать влияние на микроклимат, устанавливать зависимость между интенсивностью растительного покрова и факторами среды.
- составлять схемы пищевых цепей в лесном биоценозе.
- выявлять влияние человека на лес.
- представлять результаты исследований в виде отчетов и таблиц.
Перечисленные умения формируются на основе знаний о лесоведении, закономерностях распространения различных типов леса.
Изучение взаимоотношении человека и лесных экосистем, истории использования является побуждающим мотивом к разумному отношению, оценке состояния и охране лесов своей местности, выбору профессий, связанных с лесом: лесничий, лесоустроитель, егерь, охотовед.
Изучение курса рассчитано на 68 часов(63+5ч резервное время)
Формы проведения: лекции, практические занятия, экскурсии, групповые и индивидуальные работы, защита рефератов.
Содержание
1. Введение (1 час) . Значение леса в природе и жизни человека. Лесные экосистемы –основная часть биосферы. Изменение облика лесов в результате разнообразной деятельности человека. Необходимость сохранения и восстановления лесов.
Лес. Климат и животный мир (10 ч)
2-3 Практическая работа №1. Изучение структуры лесонасаждения, влияние леса на климат и почву.
4-5Птицы леса. Определение птиц по внешнему виду и по голосам.( прослушивание кассеты с голосами птиц)
6-7. Гнезда птиц( просмотр видеофильма «Гнезда птиц) .
8-9. Насекомые леса. Вредители леса и меры борьбы с ними.
10-11. Следы жизнедеятельности животных( погрызы, следы в данной местности на участке и т.д).
Растения леса, видовой состав (14ч)
12. Хвойные породы: сосна обыкновенная, ель европейская, лиственница, пихта.
13-14. Практическая работа №2. Определение видовой и родовой принадлежности основных хвойных пород по хвое и шишкам.
15-16. Основные лиственные породы.
17.-18. Практическая работа №3. Определение основных видов лиственных пород( дуб, ясень, береза, тополь, ольха, липа и т.д.) по листьям, побегам, плодам, семенам.
19. Геоботаническое описание участка леса.
20-21 Практическая работа №4. Работа по определительным карточкам с гербарными материалами.
22-23. Практическая работа №5. Определение возраста дерева по спилу, по форме кроны, по цвету коры.
24. Многообразие видов лесного сообщества, преобладающие виды, их влияние, распределение видов по ярусам. Взаимосвязь ярусов леса.
25. Составление схем пищевых связей лесного сообщества. Цепи и сети питания.
Лесные почвы (7ч)
26-27. Характеристика лесных почв.
28-29. Практическая работа №6. Описание почвенного разреза, определение типа почв.
30-31. Обработка почв. Удобрения лесных почв.
32. Охрана почв, их состояние.
Лесоразведение. Лесоведение и лесоводство (6)
33. Сроки и способы посева семян.
34. Практическая работа №7. Определение нормы высева семян сосны при посеве их в лесном питомнике.
35. Посадка саженцов, размещение посевных и посадочных мест.
36. Определение пород деревьев и кустарников по семенам.
37. Элементы лесонасаждения и их роль в жизни леса (древостой, подлесок, подрост, живой почвенный покров и др.)
38. Определение типа леса. Древостой.
Таксация леса (4ч)
39. Понятие о лесной таксации. Таксация срубленного дерева и его частей.
40. Практическая работа №8. Определение объема срубленного дерева, поленицы дров.
41. Практическая работа №9. Определение объема растущего дерева.
42. Работа с угломерными инструментами. Обмер дерева мерной вилкой (определение диаметра и высоты).
Лесопользование. Охрана и защита леса (9ч)
43. Основные положения законов об охране леса.
44. Практическая работа №10. Сбор красной рябины (осенью), березовых почек (весной).
45. Рубки главного пользования.
46. Уход за лесом (рубки ухода, применение химических веществ при уходе за лесом, очистка мест рубок).
47. Побочные пользования в лесу ( сенокошение и пастьба скота, заготовка лекарственного сырья).
48. Время и сроки заготовления лекарственного сырья.
49. Охрана лесов от пожаров( низовые, верховые, подземные). Виды лесных пожаров.
50. Болезни леса и меры борьбы с ними.
Охрана природы. Биоиндикация и мониторинг (11 ч)
51. Основные положения об охране природы
52. Подготовка и проведение Дня птиц (весной).
53.Заложение площадок для лихеноиндикации на лесном участке.
54-55. Определение видового состава лишайников.
56-57. Практическая работа №10. Определение относительной численности лишайников.
58-59. Красная книга Республики Башкортостан. Охраняемые растения и животные.
60. Определение зон повышенной антропогенной нагрузки.
Картография и топография (6 ч)
61. Проведение глазомерной съемки местности.
62-63. Условные топознаки.
64-65.Составление общеэкологической крупномасштабной план-карты.
66. Рельф, типы растительности, водоемы, пути сообщения и т.д.
(2 ч. Резервное время)
|
Просмотров: 339 |
Добавил: Разалия9375
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
|
|